Примерно с конца четвертого века до нашей эры в культуре
Индии стали смешиваться греческие элементы и индийские формообразующие элементы,
результатом чего стало появление своеобразного нового мира форм. В это же время
стали претерпевать изменения и формы мебели. Широко распространенной стала
примитивная низкая кровать-каркас на четырех ножках, через которые были
пропущены опоры. В таких кроватях плоскость для лежания делали плетеной. Их
пышно украшали и изготавливали из дорогих материалов. Характерным предметом
индийской мебели является табурет с плетеным сиденьем, ножки которого были
выточены и покрыты лаком.
Благодаря тому, что Индия богата различными смолами, в ней
была развита техника лакирования, которая использовалась для различных
декоративных целей. По одному из методов выточенные элементы мебели лакировали
быстросохнущими цветными лаками. По второму методу лак наносился многослойно и
на его поверхности процарапывался рисунок. Небольшие предметы мебели
изготавливали из папье-маше и лакировали довольно сложным методом. Для того
чтобы украсить мебель, использовали интарсию из слоновой кости (мозаика
бомбейская), перламутра, черного дерева, а также резьба на слоновой кости.
Такой примитивный предмет мебели, как опора для тела
(человек, сидящий на корточках и опираясь головой и руками о подставку, спокойно
мог спать) говорит о крайней непритязательности индусов. Но наряду с этим и о
комфорте индусы так же беспокоились, что видно по церемониальному креслу
буддийского монаха, которое своей конструкцией напоминает древнеиндийский трон.
Гораздо позднее, в те времена, когда Европа стал оказывать
свое влияние на культуру Индии, появились совершенно новые запросы, оживившие
тысячелетнее мастерство индусов. Был создан новый, смешанный стиль. В Европе
девятнадцатого века появилось много любителей мебели в индийском стиле, которая
была богато украшена пышным экзотическим декором, в частности, бомбейской
мозаикой. Благодаря этому индийское мебельное искусство получила новое развитие.
Конечно же, многое новая индийская мебель переняла из европейских аналогов,
однако свой характерный индийский стиль, благодаря обилию индийско-арабской
орнаментики, она все же смогла сохранить.
Для индийского стиля мебели характерна тщательная проработка
деталей и поразительное пристрастие к сложной орнаментике и помпезности, что
порой органично не может быть связано с назначением определенного изделия.
Для современного индийского стиля свойственно использование
таких цветов, как: оранжевый, малиновый, бирюзовый, при этом совершенно
неповторимых в своем роде. Шелк, изготовленный в Индии не такой скользкий и
гладкий, как китайский, а скорее шероховат.
Мебель в индийских домах выпиливается вручную из такого
прочного дерева, как тик. Предметы мебели в основном низкие. Характерной чертой
является возможность небольшой трансформации деталей дома: ширмы, столы и
стульчик, двери и ставни зачастую меняются ролями.
Свидетельством особого пристрастия индусов к украшениям и
декору является пышная ажурная резьба индийской мебели. Для использования
орнаментики индийские мастера использовали буквально любую возможность.
Источник: http://www.gvozdem.ru/dizayn-interyera-style-indiyskiy.htm |