На эстетику раннего средневековья
значительное влияние оказал Аврелий Августин (345-430 г.г.). Прекрасно чувствуя
красоту земного чувственного мира, и одновременно являясь христианином, он
отдавал себе отчет, что красота зримая является совершенно иным качеством,
нежели божественная красота. Августин обращал внимание на соотношение
безобразного и прекрасного. Для него красота всегда отождествлялась с формой.
Августин полагал, что единство выступает в качестве формы всякой красоты. С
понятием красоты он также связывал соразмерность и порядок.
В целом искусство раннего средневековья
соответствовало эстетическими взглядами, высказывавшимися отцами церкви, а так
же теологическому духу эпохи. Искусство шестого – двенадцатого веков является
первым общеевропейским, и называют его романским. Термин «романский стиль»
впервые был введен в девятнадцатом столетии французскими археологами, которые
обнаружили сходство изучаемых ними ископаемых зданий с сооружениями Древнего
Рима. Как раз отсюда и произошло название «романский», т.е. римский.
Архитектура в романском стиле играла
доминирующую роль. В ответ на взгляды отцов церкви постройки этого стиля (храмы,
монастырские ансамбли, замки) были строги и не имели никаких излишеств. Суровая
действительность подчиняла себе все. В тот период междоусобиц каменные
сооружения играли роль крепостей. У этих зданий были узкие окна, массивные
стены, высокие башни, из которых удобно было наблюдать за приближающимся врагом.
Замки строили на откосах рек, высоких холмах,
их обносили стеной и рвом. В связи с тем, что при постройке зданий основное
внимание уделялось солидности и надежности постройки, их архитектура не могла
похвастаться особым вкусом и изяществом. Башни замков являлись не только их
неотъемлемой частью, но и особым знаком дворянства. Окна замков были не только
четырехугольными и круглыми, но и принимавшие форму ушей, глаз либо трилистника.
Ставни изготавливали из холста. Все в замках внушало страх.
Романскую архитектуру, наряду с замком
представлял и монастырский собор, который так же был весьма массивен. В те века
монастыри были средоточием жизни, где работали мастера-ремесленники, и куда
стекалось большое число паломников. Из-за этого основной задачей зодчества
романского стиля было создать вместилище для молящихся, а не обитель Божества.
Сама конструкция храмов восходит к храмам
раннехристианского периода.
Храмы романского периода поражают своей
мощью, в них все предельно ясно и просто. Храмы, хоть и создают ощущение
возвышенного, но они тяжелы и подавляют. Соборы первоначально строились с
плоскими потолками. Позднее же внутренние помещения перекрывали полукруглыми
каменными сводами. Для того чтобы своды не обрушивались, возводили тяжелые
массивные стены. Снаружи храмы украшали рельефами (часто раскрашенными), а
изнутри – фресками. Стены замков и храмов украшали ткаными коврами, на которых
изображались сцены нерелигиозного содержания.
Центральный неф был больших размеров, и его
значимость подчеркивал интерьер. Благодаря многочисленным окнам романские храмы
были очень светлыми.
С архитектурой была тесно связана скульптура.
Самостоятельной она не была. Ее функцией было украшать, поражать, просвещать,
воспитывать и внушать религиозные идеи. Основной идеей скульптуры была идея
Бога. Бог выступал в качестве грозного судьи, вызывающего трепет.
Романская скульптура передавала трагичность
чувств, волнение, отрешенность от всего земного, смятение образов. Здесь дух,
находящийся в вечной борьбе с самим собой, безоговорочно подавлял телесность.
В период романского искусства развиваются
разнообразные виды живописи: монументальная живопись, миниатюра, стал
развиваться витраж. Миниатюры в этот период в основном были представлены книжной
миниатюрой (в книгах обязательно присутствовали иллюстрации). Монументальная
живопись так же получила развитие. Она главным образом носила назидательный
характер и была тесно связана с зодчеством, играя в организации интерьера собора
очень важную роль. В романской монументальной живописи основными сюжетами были
библейские.
Источник: http://www.gvozdem.ru/dizayn-interyera-style-romanskiy.htm |