Блестящим завершением стиля барокко стал
стиль рококо. В отличие от барокко, где требовалась вся гамма эмоций – от
трагедии до радости, для наслаждающихся рококо достаточно было лишь изящных и
изысканно тонких. Для данной эпохи «изящный» становится ключевым словом. Именно
в это время мы можем наблюдать уход от жизни в мир театрализованной игры,
фантазий, пасторальных и мифических сюжетов с налетом эротизма.
В эту эпоху в моду входит шинуазри и «китайщина».
В интерьерах стали появляться передвижные ширмы, которые позволяют визуально
изменять пространство; знаменитый китайский фарфор, тонкоствольные деревья,
изысканные орхидеи, аквариумные рыбки, изящная лакированная мебель китайских
мастеров; гобелены с изображениями людей в китайской одежде, цветов и пагод.
Итальянец Ж.О.Месонье считается вдохновителем
стиля рококо. В его произведениях впервые появляются ассиметричные причудливые
формы, включая и мотив капризно изогнутой раковины (франц. rococo).
Стиль рококо, в отличие от барокко не был
только придворным искусством. Большая часть построек рококо является загородными
дворцами и частными домами французской знати. Комнаты в этих домах образовывали
ассиметричные композиции, в центре которой располагался парадный зал. Все стены
комнат закругляются. Их украшают позолоченными орнаментами, зеркалами,
расширяющими пространство и придающими ему неопределенность, резными панелями.
Для создания атмосферы интимности, характерной для будуаров, комнаты делают
пониже и поменьше.
В оформлении салонов и будуаров
прослеживается небольшая перенасыщенность предметами. В цветовой гамме
преобладают пастельные и нежные тона. Самыми популярными цветовыми сочетаниями
являются: белое с зеленым, розовым или голубым, и обязательно золото.
Именно в эту эпоху интерьер впервые стал
восприниматься как целостный ансамбль со стилевым единством здания, декора
мебели, стен и потолков. И раньше никогда интерьер настолько не соответствовал
характеру жизненного уклада, как в период расцвета рококо. В интерьере
практически все предметы изготовлены со вниманием к мелочам жизни и комфорту.
В формах мебели рококо виден полный отказ от
прямых линий, симметрии и архитектоничности (автономность отдельных элементов
конструкции). Основной целью является стремление к растворению деталей в общем
объеме предметов. Это хорошо видно по предметам мебели рококо, как будто отлитой
из единой пластичной массы.
Резьба по дереву при декорировании мебели
занимает весьма скромное место. Ей на смену приходят бронзовые накладки,
которыми к тому же удобно обрабатывать готовые отполированные и отшлифованные
поверхности предметов. Часто вместо фанеровки всю поверхность предметов мебели
обрабатывали цветными лаками, после чего декорировали золоченой резьбой и
накладками.
В интерьерах появляются такие чисто женские
предметы мебели, как стоящий на высоких ножках секретер, картоньерка
(специальный шкафчик для бумаг), разнообразные тумбочки, туалет с откидным
зеркалом.
По своей сути секретер являлся практичной
комбинацией письменного стола, комода и кабинета, полного потайных ящичков.
В то время именно комоды (франц.-«удобный») и
секретеры становятся основными видами корпусной мебели.
По праву главным мотивом комнаты рококо
служил камин. Он был невысоким, покрытым мраморной плитой и заставленным часами,
канделябрами, фарфоровыми статуэтками и другими украшениями. Обычно над камином
вешали зеркало, обрамленное роскошной рамой.
Мебель для сидения так же претерпевает
изменения. Зарождаются такие новые формы, как бертер (глубокое кресло), канапе
(диван, форма которого напоминает несколько соединенных кресел), шезлонг. При
изготовлении форм кресел и диванов мастера учитывали особенности женской пышной
фигуры. Мебель рококо становится не только репрезентативной, а и максимально
комфортной.
Рассказывая о мебели рококо, нельзя не
вспомнить имя Т.Чиппендейла (1718-1779 г.г.). Он по праву считается ведущим
мебельщиком эпохи, который прославился и как мастер-практик, и как изобретатель
многих проектов мебели.
В произведениях Чиппендейла своеобразно
сочетаются элементы французского рококо, формальные элементы английской мебели
начала восемнадцатого века, готические и китайские мотивы. Изданный в 1754 году
мастером альбом образцов его мебели, оказал огромное влияние на все мебельное
искусство и Англии, и континентальной Европы.
В своих произведениях Чиппендейл применял
отполированное до блеска красное дерево, изгибая в прихотливые формы спинки и
ножки в виде лап зверей. Предметы мебели Томаса Чиппендейла, в отличие от
французских аналогов, отличались целесообразностью и практичностью. Этот мастер
довел до совершенства формы огромного числа различных изделий мебели и
разработал много новых типов, некоторые из которых смогли дойти до нас почти без
изменений. В более поздних произведениях мастер заметно упрощает формы и
выпрямляет линии.
Источник: http://www.gvozdem.ru/dizayn-interyera-style-rokoko.htm |